В 2020 году популярный сервис по поиску работы HeadHunter опубликовал информацию о том, что более 1300 вакансий для SMM-менеджеров появляются на их портале ежемесячно, а зарплата таких специалистов варьируется от 25 000 до 200 000 тысяч рублей. Интерес к сфере SMM сейчас многократно увеличился из-за пандемии и необходимости работать удалённо. Разобраться, где обучаются SMM, и какие знания нужны сотрудникам одной из самых популярных на сегодняшний день профессий, нам поможет Анастасия Модина. 

Где учиться SMM?

Анастасия Модина — эксперт Первого канала, высококвалифицированный специалист в области SMM с 7-ми летним опытом работы. Она является создателем и преподавателем уникальных курсов по коммуникациям и брендам в социальных сетях Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), имеет опыт преподавания в Российском экономическом университете им. Плеханова, а также являлась спикером международной бизнес-школы IHSBM&IMAcademy. Анастасия вела smm крупных брендов: «Nutella» и «TicTac». Сейчас она сосредоточена на работе с личными брендами экспертов, выстраивает их коммуникации с аудиторией в социальных сетях.

Что такое SMM? 

SMM (Social Media Marketing) — маркетинг в социальных медиа — это распространение товаров и услуг посредством социальных сетей. 

На сегодняшний день профессия SMM-специалиста прошла необходимую сертификацию, и курсы по этой специальности можно закончить во многих бизнес-школах и университетах. У тех, кто учится на рекламе и PR, есть такой предмет, как: «Продвижение бренда в соцсетях». Я преподаю такую дисциплину в Российском государственном гуманитарном университете. И уверенно могу сказать, что опыт в этой профессии крайне важен. Практиковаться нужно начинать сразу. Все домашние задания, которые вы получаете на курсах, отрабатывайте на реально существующем проекте. На это есть несколько причин, но главная состоит в том, что сфера очень динамичная. Именно поэтому и нет учебников, которые можно советовать (есть только базовые, для тех, кто начинает пользоваться соцсетями и не знаком с функционалом).

Я отмечу несколько важных, на мой взгляд, компетенций, которыми должен обладать SMM-специалист. 

№ 1: Образование 

Возможно, я «старовер», но для меня имеет значение, какой вуз закончил человек. Предпочтение стоит отдавать ведущим вузам Москвы или региона, где вы живёте.

Сама я одна из тех редких людей, кто работает по специальности, и даже преподаёт её. Конечно, система высшего образования в нашей стране имеет свои недостатки. Например, устраиваясь на первую работу практически каждый слышит: «забудь, чему тебя учили в университете». Это связано с тем, что учебные программы обновляются медленнее, чем меняется рынок. Именно поэтому я обновляю материалы для своих занятий к каждому семестру.

Базовое образование может быть любым: и физик, и математик, и историк — подойдут все. Целью обучения в вузе является развитие необходимого кругозора, грамотности, способности к обучению и самоорганизации. Какие-то специфические навыки можно получить отдельно, «прокачать» уровень на курсах или самостоятельно. Но если нет хорошей базы, сделать это будет гораздо сложнее.

№ 2: Дополнительные курсы.

Это большое счастье, что мы можем получить любые знания онлайн и сразу же внедрять их в свою жизнь. 

На сегодняшний день курсов по SMM очень много. Советовать кого-то из коллег я не буду, поскольку на рынке всё слишком быстро меняется, и актуальность информации гарантировать сложно. К тому же у большинства представленных продуктов схожая структура.

Есть отличное решение для старта и получения базы — пройти курсы от самих соцсетей. Вот список самых популярных:

  1. Facebook & Instagram: http://facebook.com/business/learn
  2. Youtube: creatoracademy.youtube.com
  3. Вконтакте: vk.com/biz/academy

Хочу отметить, что многие интернет-школы Инстаграм в 2019 году прошли процедуру сертификации и сейчас выдают дипломы государственного образца после прохождения курсов.

№ 3: Наличие кейсов 

Даже если вы находитесь в процессе обучения, то вам необходимо как можно скорее набираться опыта и демонстрировать, какие проекты вы уже реализовали, какие задачи решали самостоятельно, а какие в команде.

Лично для меня кейсы становятся критерием выбора только после их детального анализа.

Многие специалисты не брезгуют тем, чтобы приукрашивать свои достижения. Но начинающим SMM-специалистам я крайне не рекомендую так поступать. Выполняйте свою работу качественно, и делайте акцент не на лайках, а на экономическом эффекте от продвижения аккаунта. 

Если вы только начинаете свой путь в SMM, то я советую взять несколько проектов с минимальной оплатой. Кроме профессионально опыта вы получите материал для своих первых кейсов. 

Оформление кейса может быть любым. Единственная рекомендация: формат должен быть визуальным. Используйте больше фото и графики при его составлении. 

На сегодняшний день существует множество площадок, где можно оформить кейсы, но я рекомендую это делать в Teletype. Это мощная и максимально простая площадка для публикации материалов и статей. 

Вы можете не только описать словам свой проект, но и разместить скриншоты, фото, ссылки и даже видео. Всё это поможет создать качественную и понятную презентацию своего проекта. Ещё один плюс платформы в том, что кейс на teletype выглядит прекрасно на любом устройстве, будь то компьютер, планшет или смартфон.

№ 4: Специализация

SMM-продвижение включает в себя несколько задач с очень узкой специализацией. Конечно, нужно разбираться качественно во всём. Но по опыту скажу, что один человек редко может быть эффективным таргетологом и дизайнером. Поэтому выбирайте для себя то, что у вас получается лучше всего. Например, таргетологи сейчас в цене, и за один проект могут заработать 30-40 тысяч рублей. 

При приёме на работу всегда конкретно обозначайте какие задачи вы будете выполнять. Это может быть: написание текстов, оформление фото/видео контента, запуск таргетированной рекламы, подбор блогеров и прочее.

№ 5: Опыт работы

Работодатели предпочитают брать специалистов, которые уже вели проекты, совпадающие по бюджету и целям с их проектами. Что я имею в виду?

Например, если вы работали только с крупными брендами, то ваш KPI (ключевые показатели эффективности) при работе не всегда был связан с продажами. Например, при работе с крупным брендом вы повышали вовлечённость, работали с негативом. Плюс, вы были частью большой команды, где задачи всегда были чётко разделены. А в работе с малым бизнесом есть другие особенности. Например, начинающий предприниматель считает каждую копейку, трафик идёт только от вас, других каналов рекламы и продвижения нет. Поэтому если продажи будут отсутствовать, то работодателю просто нечем будет вам платить. 

Свою карьеру я начинала в рекламном агентстве. Это дало мне понимание рабочих процессов, навык выстраивания клиентского сервиса и управления командой. Уверена, что для старта стоит выбрать крупное агентство. Дальше, если решите работать с малым бизнесом или на себя, будет проще.

№ 6: Человеческие качества

Любые знания можно получить, а навыки отработать. Но природу человека поменять сложно. Поэтому нужно принимать свои ценности и следовать им.

В моей профессиональной деятельности было так, что из-за особенностей характера работодателя происходили конфликты или не выполнялись договорённости. Поэтому я рекомендую сразу оценивать обстановку: если чувствуете дискомфорт, то откажитесь от работы уже на начальном этапе, это поможет сберечь ваше время и нервы. Прислушивайтесь к себе и не работайте с теми, чьи ценности вы не разделяете. 

Конечно, сфера SMM это непросто. Здесь каждый день что-то меняется. Важно оперативно реагировать, следить за рынком и быть в тренде. На сегодняшний день хороших SMM-специалистов очень мало, несмотря на большое количество различных курсов и выпускников этих курсов. SMM – это не просто выкладывать красивые фотографии и получать лайки. Это аналитика, стратегия, а сейчас ещё и технология по работе с целевой аудиторией бренда и производством контента. Поэтому перспективы у новичков однозначно есть. Демонстрируйте свои компетенции, и у вас всё получится! 

На главную

Добавить комментарий